Среди множества форм психологической помощи важное место занимают разнообразные виды групповой психотерапии. Участники терапевтической группы получают возможность поделиться личным опытом и узнать о похожем (или непохожем) опыте других людей.
Содержание
-
Поэтому такой формат может быть полезен как людям, испытывающим трудности в общении, так и напротив – тем, кто комфортно и расслабленно чувствует себя среди других людей. Вот некоторые типичные участники терапевтических групп:
- Пациенты с клиническими расстройствами психики. Обычно групповая психотерапия применяется в лечебных заведениях как один из методов в комплексной терапии психических заболеваний. Особенно полезно это для тех, кто из-за своей болезни или психологической травмы оказался надолго изолирован от общества и утратил способность активно общаться и встраиваться в социальную систему. Это могут быть пациенты с обсессией и компульсией (ОКР или обсессивно-компульсивное расстройство), психологическими травмами после сексуального насилия и так далее.
- Пациенты реабилитационных клиник. Наряду с группами самопомощи терапевтические группы функционируют в составе реабилитационных программ для пациентов с зависимостями (такими, как алкоголизм или наркомания), а также для пациентов с неврологическими нарушениями.
- Люди, испытывающие трудности в общении. Социальная дезадаптация может быть серьезной проблемой для эмигрантов, которые не могут адаптироваться в незнакомом обществе, для бездомных, для членов неблагополучных семей, бывших заключенных и так далее. Трудности в общении испытывают также и те, кто страдает от разных форм социофобии – боязни общения с людьми.
- Здоровые люди с психологическими запросами. Группа психологической помощи и поддержки может быть безопасной и эмоционально поддерживающей средой для развития личности и разрешения текущих психологических трудностей. Особенно актуален такой формат для тех, кто переживает личностный кризис: для молодых мам, для потерявших работу или вышедших на пенсию специалистов, для тех, кто недавно пережил развод или смерть близкого человека и так далее.
- Представители помогающих профессий. Групповая терапия может быть источником ценных ресурсов для тех специалистов, чья профессия связана с общением и предполагает угрозу эмоционального выгорания – таких, как медицинские работники, педагоги, психологи и психотерапевты, социальные работники.
Формат групповой терапии предполагает безусловное принятие и поддержку, благодаря которой клиент группы может безопасно выражать свои чувства. Для каждого типа группы разрабатываются свои методы групповой терапии.
Виды терапевтических групп
Есть несколько важных характеристик, которые помогают классифицировать формы групповой психотерапии. Например, по составу участников группы могут быть такие виды групповой терапии:
- Тематические – в которых всех участников объединяет нечто общее: пережитый опыт (например, сексуальное насилие, детская травма или потеря близкого); основное заболевание (алкоголизм или обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивые идеи); жизненные обстоятельства (эмиграция или болезнь ребенка); профессия и так далее.
- Смешанные – состав которых более разнообразен, но также может ограничиваться (например, группы людей с разными психическими расстройствами; женские или мужские, детские).
Различают также виды терапии по форме набора участников:
- Открытые – на протяжении всего цикла встреч к группе могут присоединяться новые участники.
- Закрытые – первоначально сформированная группа сохраняет свой состав до конца терапии, новые участники не допускаются. Такой формат преимущественно используют в лечении пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством.
Кроме того, терапия может быть различной по количеству встреч (от нескольких недель до нескольких лет) и по длительности сеансов – от 30 минут до нескольких дней. Для понимания сути групповой психотерапии важно также определиться с основными видами групп, которые отличаются по теоретическому подходу, организации и задачам.
Классическая групповая психотерапия
В классическом виде включает несколько человек (примерно от 4 до 10-12 человек) и ведущего, который имеет соответствующую квалификацию как психолог или психотерапевт.
Каждому участнику на каждой сессии дается возможность высказаться о том, что его волнует, и прокомментировать высказывания остальных.
Ведущий может быть в разной степени включен в работу. В некоторых случаях ведущий может предлагать темы для обсуждения, задавать участникам вопросы, делать интерпретации.
В других случаях ведущий выполняет скорее фасилитирующую и регулирующую функции, следит за соблюдением правил и отслеживает групповую динамику, только изредка вмешиваясь в течение процесса.
Классическая терапия наиболее часто применяется в лечении пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством и социофобией.
Групповая арт-терапия
Арт-терапевтические занятия включают помимо классической дискуссионной части (которая может вовсе отсутствовать или быть не столь значима, как в классическом варианте), ту или иную творческую активность. Техники групповой терапии:
- танцевально-двигательная терапия;
- изобразительное и пластическое искусство;
- полимодальные формы терапии и так далее.
Групповая игровая терапия и лечение творчеством особенно часто используются в работе с детьми, а также в терапии клиентов с нарушениями речи, слуха или интеллекта, клиническими расстройствами психики (например, обсессивно-компульсивные расстройства) и с другими клиентами, для которых вербальная психотерапия оказывается затруднена.
Эффективность групповой арт-терапии обусловлена целительными свойствами творчества — созидательной активностью, которая помогает включиться в глубоко эмоциональное взаимодействие с другими людьми и в совместном творчестве получить ценный опыт принятия и сопереживания.
Ведущими арт-терапевтических групп могут быть как профессиональные психотерапевты, так и художники, прошедшие обучение групповой терапии.
Группы самопомощи
Группы самопомощи формально не являются психотерапевтическими, но по эффекту и по форме работы подобны им. Основное отличие в том, что наставником группы самопомощи становится не психолог или психотерапевт, а человек без специального образования.
Обычно группы самопомощи объединяет та или иная общая тема. Самый яркий пример таких групп – Анонимные алкоголики. Наставником становится человек, который успешно борется с зависимостью уже долгое время.
В группах, подобных АА, существует свой строгий свод правил и определенные традиции, которые соблюдают все группы в разных точках планеты.
Группы самопомощи показывают высокую эффективность в борьбе с зависимостями потому, что участники таких групп могут получить принятие и разделить с другими свои чувства, такие как стыд, вина, страх, ненависть к себе, гнев и так далее.
Группа помогает им выдерживать свои чувства и не обращаться за утешением к объекту зависимости. Хорошей мотивацией также может быть позитивный пример товарищей по группе, которые успешно преодолевают тягу.
Группы самопомощи могут быть полезны также в тех ситуациях, когда оказание профессиональной психологической помощи по какой-либо причине невозможно, например — в тех случаях, когда участники нуждаются в психологической поддержке, но не могут обратиться к специалисту по финансовым или личным соображениям.
В такой группе люди могут оказывать друг другу поддержку и делиться переживаниями. Одним из примеров стихийных групп самопомощи можно назвать феминистские собрания.
Тренинговые группы
Тренинг не является психотерапией в традиционном понимании, хотя вне всяких сомнений воздействует на психику. Обычно тренинги подразумевают развитие тех или иных психологических особенностей, способностей или навыков.
Ведущие тренингов разрабатывают программы упражнений для наиболее эффективного и направленного воздействия, чтобы достигнуть определенной цели.
Группы для тренингов могут включать значительно большее количество участников за счет четко определенной схемы действий, которая не требует индивидуального подхода.
Тренинг может длиться от одного-двух часов до нескольких дней в зависимости от целей, задач и методик, которые используются в процессе.
Важно помнить, что тренинговые занятия могут быть полезны для психически здоровых людей с устойчивой психикой, в то время как чувствительные, тревожные клиенты с неврозами или психическими расстройствами зачастую показывают ухудшение состояния в процессе или через какое-то время после прохождения тренинга.
Несмотря на весомые преимущества групповой терапии, в данном случае более эффективны индивидуальные консультации.
Высокая эффективность тренинга обусловлена интенсивным и целенаправленным воздействием на психику, это значит, что любой результативный тренинг – нагрузка для психики. Кроме того, следует иметь в виду, что без регулярного повторения или закрепления результат тренинга зачастую оказывается временным.
Балинтовские, интервизорские и супервизорские группы, учебно-терапевтические группы.
Все эти виды групповой активности разработаны для профессиональных психологов, психотерапевтов и врачей или обучающихся по этим профессиям. Участие в подобных группах помогает специалистам повышать компетентность, рефлексировать собственные эмоциональные особенности и реакции в работе с клиентами, исследовать случаи и развивать профессиональные навыки:
- Балинтовская группа профессионалов собирается для исследовательской работы и дискуссий между коллегами. Изобретатель метода – врач-психиатр и психоаналитик М.Балинт, предложил данный формат в качестве способа обсуждения и оценки своего терапевтического опыта. В ходе сессий происходит обсуждение конкретных случаев.
- Интервизорская группа психологов или психотерапевтов, в ходе сессий которой выносятся на обсуждение случаи из практики участников, которые нуждаются в помощи, оценке собственных действий и реакций, разработке плана терапии и так далее.
- Супервизорская группа – похожая по форме работа, отличающаяся присутствием на сессиях более опытного специалиста, который может как эксперт оценить работу коллег и направить их, помогает развивать профессиональную компетентность.
- Учебно-терапевтическая группа – группа студентов-психологов или психотерапевтов, которые под руководством преподавателя получают опыт терапевтической работы в группе и одновременно с обучением имеют возможности для проработки своих собственных психологических особенностей.
Виды групп различаются еще и тем, как именно осуществляется психологическое воздействие и на какую теорию опирается ведущий– так, психоаналитическая и гештальт-терапевтическая группы будут заниматься несколько по-разному и фокусироваться на разных темах в процессе работы.
В рамках разных подходов может сильно варьироваться роль терапевта, задачи и цели работы.
Правила и принципы групповой терапии
Есть более или менее общие принципы, которых придерживаются организаторы и ведущие терапевтических групп. Большинство из них происходит из психодинамического подхода к психотерапии и позволяют сформировать безопасную атмосферу, которая способствует самораскрытию и продуктивному общению между членами группы.
Вот некоторые принципы групповой поведенческой терапии:
- Добровольность. Важно, чтобы каждый участник осознанно и добровольно приходил на встречи, высказывался и принимал участие в групповой активности. Исключение составляют принудительные занятия для заключенных или пациентов, находящихся на принудительном лечении. В таком случае важно дать участникам возможность высказывать свое неудовольствие и другие чувства по поводу недобровольности участия.
- Информирование. Участники должны быть осведомлены о целях работы группы, сроках и длительности встреч, о квалификации и роли терапевта, о конфиденциальности и правилах группы.
- Соблюдение этики ведущим: терапевт должен иметь хорошо развитое чувство собственной идентичности, осознавать свои личные цели и задачи, не эксплуатировать группу в материальном или эмоциональном смысле, не прибегать к давлению и манипуляциям, иметь достаточное образование и готовность к роли группового терапевта.
- Уважение к личности. Во всех группах запрещается психологическое и физическое насилие, навязывание какой-либо системы ценностей или отрицание ценностей участников группы.
Помимо общих принципов у каждой группы существует свой свод правил, которые помогают сделать общение в группе безопасным и продуктивным.
В большинстве терапевтических групп участники могут предлагать свои правила, а также обсуждать правила, установленные ведущим или другими участниками групп.
Распространенные примеры правил поведения в терапевтической группе:
- Групповая игровая терапия предполагает активность. Участие в группе подразумевает активные действия или высказывания, пассивное наблюдение за другими не поощряется.
- Добровольность. Каждый участник самостоятельно определяет степень доверия и самораскрытия, которое для него комфортно.
- Я-сообщения: все высказывания производятся с позиции Я, то есть комментируя высказывания других участников следует говорить «я чувствую» или «я подумал» и избегать других формулировок. Это правило помогает соблюдать личные границы и фокусироваться на своих чувствах и реакциях, что важно для личностной проработки.
- Конфиденциальность. Информация, которой делятся участники, не должна выходить за пределы группы. Все исследования, проводимые на базе занятий, должны быть одобрены участниками.
- Искренность и открытость. Поощряется самораскрытие, открытое выражение эмоций и аутентичное поведение в группе.
- Обратная связь. Негативные и позитивные эмоциональные реакции на высказывания и действия ведущего и других участников высказываются в формате Я-сообщений.
- Пунктуальность. Уважение личного времени других участников подразумевает, что опоздания не поощряются.
Иногда систематическое нарушение правил, чрезмерная агрессивность или антисоциальное поведение может мешать продуктивной терапии всей группы. Как правило, терапевт делает попытки к разрешению подобных ситуаций с помощью анализа и интерпретации групповой динамики, однако не всегда это приводит к хорошему результату. В таком случае может идти речь об исключении одного из участников.
Основные этапы групповой терапии
Терапевтические группы могут функционировать на базе медицинских учреждений, образовательных организаций, социальных и психологических центров, общественных организаций. Также ведущий может вести практику на частной основе. Обычно конативно-поведенческая групповая игровая терапия подразумевает несколько этапов:
- Разработка программы терапии, включающая информацию о целях, задачах терапии. Выбираются методы групповой терапии, определяется длительность и регулярность занятий. Также на этом этапе выдвигаются требования к месту проведения сессий, допустимом количестве участников, их возрасте, поле, особенностях личности, уровне физического и психического здоровья и так далее.
- Индивидуальные собеседования с участниками. Перед формированием состава группы терапевт знакомится с каждым из потенциальных участников, чтобы оценить, насколько он соответствует предполагаемым параметрам группы, и насколько группа может быть полезна для него. В случае необходимости проводится психодиагностика с применением унифицированных методов.
- Первый этап терапии. В начале терапии устанавливаются правила, участники знакомятся между собой, формируется доверительная атмосфера, в которой все могут более или менее свободно делиться своими переживаниями и выражать эмоции.
- Проработка. Наиболее длительный (от нескольких недель до нескольких лет) период терапии, в котором происходят личностные трансформации, проработка и коррекция тех или иных психологических трудностей. Развивается и анализируется групповая динамика, обсуждаются отношения в группе и типичные способы реагирования и так далее. На этом этапе важно не только активно прорабатывать те или иные трудности, но и переносить новоприобретенные социальные навыки и способы реагирования в обыденную жизнь.
- Завершение. Групповая терапия на этом этапе предполагает обсуждение негативных и позитивных впечатлений от проделанной работы, рассмотрение достигнутых результатов, соотнесение их с поставленными целями, а также разработку индивидуальных планов действий, которые помогли бы закрепить полученные результаты.
- Оценка результатов. Для того, чтобы адекватно оценить насколько эффективна была групповая терапия, состояние участников может быть диагностировано с определенной периодичностью несколько раз в течение первого года или нескольких лет после завершения терапии.
Терапевтический эффект от групповой терапии больше всего заметен тем, кто остро нуждается в поддержке, любви и одобрении. Многие из нас чувствуют себя очень одинокими наедине со своими переживаниями и нуждаются в том, чтобы освободиться от угнетающей необходимости «держать лицо» и выглядеть всегда успешным, счастливым, сильным человеком.
Участие в терапевтической группе – это по-настоящему ценный и глубоко эмоциональный опыт единения, безусловного принятия и общности с другими людьми.
Метод позволяет справиться с последствиями психологических травм, избавиться от оков химической и нехимической зависимости.
Групповая терапия — это уникальная в своем роде возможность почувствовать себя не одиноким, быть принятым другими в своей неидеальной уникальности, уязвимости и слабости.
Автор: психолог и психотерапевт Василиса РусаковаЗадайте вопрос эксперту в комментариях
Рекомендуем: