Личный опыт

О дисциплине, злой конкуренции и воле к победе: интервью с тренером по футболу

О дисциплине, злой конкуренции и воле к победе: интервью с тренером по футболу

Есть много способов научиться что-либо делать. Самый быстрый – это попросить помощи у того, кто уже умеет. Как, наверное, здорово иметь рядом человека, который может научить секретами мастерства, сократить время на обучение, помочь со сложностями, поделиться собственным опытом.

Каким должен быть хороший наставник для детей? Есть ли что-то общее у футбола и жизни? Что дают тренировки, помимо усталости и боли в мышцах? Разобраться в этих вопросах помог тренер Алексей Орлов.

А: Ну погнали, а то я в 2:40 начну собираться на тренировку.

И: Ок, 2-40 услышала, успеем. В чем заключается твоя работа, чем ты занимаешься?

А: Я старший тренер проекта «Футбольный городок». Это работа как с детьми, так и с тренерами.

И: То есть, ты помогаешь детям и взрослым раскрыть свой потенциал? В каком-то роде психологическая помощь плюс чисто профессиональное обучение, постановка движений, отработка приемов, и все такое?

А: Это в первую очередь футбольная секция, но психологическая работа с детьми ведется на каждой тренировке. Задача тренера, например, нашего проекта, в том, чтобы привлечь ребенка в спорт, а затем, предлагая ему посильные, но довольно сложные и в то же время интересные упражнения, воспитать в нем спортивный дух и оставить его в именно в футболе.

И: То есть, тренер — это такой наставник, который одновременно дает и технику (например, постановки удара по мячу), и некоторую уверенность ребенку, что все получится, что спорт — это здорово, что можно победить, если играть в команде?

А: Именно, правда добавлю, это и работа с родителями, которые порой требуют слишком многого от своего ребенка на каких-то этапах развития. Или же наоборот перекладывают процесс воспитания ребенка полностью на тренера, что, скажем так, не выглядит золотой серединой. Работа с детьми ведется как индивидуальная, так и коллективная. Они — одна команда, и должны помогать и поддерживать друг друга, однако, без определенной, по спортивному злой конкуренции, тоже прогресса не добиться.

И: Вообще «победа», «мотивация», «командное взаимодействие» — это очень интересно. Какие задачи чаще всего приходится решать тренеру? Что мешает детям играть лучше, низкая самооценка, может быть, или агрессия?

А: На прогресс спортсмена влияет скорость «схватывания» информации. Бывает так, что ребенок провел на занятиях меньше времени с мячом по сравнению с остальными, то есть он начинает отставать. Вот эта разница в подготовке, если она накапливается, оказывается тормозом.

Следующий аспект – это, конечно, же дисциплина. Спорт требует тщательного и упорного выполнения упражнений, если же ты только веселишься и, в целом, пришел пообщаться с друзьями, то ты пропустишь детали того, что объяснял тренер, начнешь выполнять упражнение неправильно. И вот у нас уже сформированный двигательный навык, который в дальнейшем исправляется сизифовым трудом.

И: Первая распространенная проблема, получается — это недостаточно хорошая техника у маленького спортсмена. Тренер ее подтягивает. Вторая — это дисциплина, то есть, тренер мотивирует. А как ты мотивируешь детей, что ты делаешь или говоришь?

А: А вот тут все зависит от ребенка, многих достаточно похвалить или в случае неудачи сказать, что и сам не с первого раза научился, в следующий раз обязательно получится. Но, есть и те, кому нужно показать личный пример. Когда ребята видят, как тренер выполняет упражнение, а он ведь все красиво делает, то в некоторых просыпается желание подражать. Кому-то нужно сказать, вон, твой партнер-то как быстро это упражнение сделал, а ты чего? И он сразу включается в конкуренцию. Все индивидуально.

И: Нужно хорошо чувствовать ребенка и нащупать то, что именно у него вызывает интерес. Кому-то важно, чтобы тренер заметил успех, кому-то хочется быть похожим на него, а кому-то больше всего важно быть лучше товарищей. А бунт бывает? Я имею в виду, бывают ли дети, которые специально не делают то, что ты говоришь, вступают в конфронтацию, срывают тренировку?

А: Чаще всего дети, которые не выполняют упражнение, руководствуются несколькими посылами:

  1. Боятся не справиться, и их увидят партнеры по команде.
  2. Хотят привлечь внимание тренера или команды.
  3. В результате нескольких неудач теряют интерес к такому уровню сложности упражнений.

Со всеми ситуациями можно эффективно работать, если вовремя заметить

И: А что работает эффективнее, наказания или поощрения? Или это от ребенка зависит?

А: Слукавил бы, если бы сказал, что совсем обходится без повышения тона. Но это радикальный метод.

И: Я точно не собираюсь оценивать, правильно ли ты работаешь с детьми. Вот по своему опыту мотивации могу сказать, что для меня ужаснее всего — это остаться без внимания лидера (тренера, босса, руководителя, наставника в любом виде), а не разговор на повышенных тонах. То есть больнее всего — разочарование, потеря интереса. На детей что круче действует?

А: Думаю, наказание в лишении удовольствия, будь то поощрение или любимая игра, принципиальное соперничество, подарок, посещение занятия и прочее. Например, мы даем звание капитана в конце занятия и право носить повязку и помогать тренеру на следующей тренировке – к этому каждый стремится, это очень стимулирует.

И: Мотивация детей вообще не особенно отличается от мотивации людей. Я вела для детей летние курсы по медитации, родители их туда сдавали, как в камеру хранения. Могу сказать, что с детьми, точно также, как с взрослыми, главная задача — это самому оставаться присутствующим, сохранять самообладание. Тогда получится и их настроить на нужную работу. У тренеров также? Какими качествами должен обладать тренер, по твоему мнению?

А: Стремление сегодня стать лучше, чем вчера. Это очень заразительно. И еще терпение и квалификация, полагаю, залог успеха. Причем квалификация не как что-то статичное, например, тренерская лицензия получил — и порядок, а постоянная работа над ее повышением, развитие в динамике.

И: А каким должен быть хороший тренер?

А: Так как я работаю детским тренером, то и мнение о его необходимых качествах сформировать легче.

В первую очередь, хороший тренер — это человек обладающий знаниями в области педагогики, психологии и в футбольной «азбуке».

Это человек, умеющий создавать положительную атмосферу, подходящую для занятий спортом, понимающий психофизиологические особенности того возраста, с которым работает. А еще это обязательно человек с фантазией, так как упражнения приедаются, и нужно придумывать новые подходы и их интересные варианты. Он также должен уметь грамотно излагать свои мысли, потому что если вас не понимают взрослые, то дети не поймут и подавно.

И: И при этом тренер должен находить общий язык с родителями. Конфликты с родителями, наверно, случаются часто. Что становится поводом?

А: Конфликты с родителями почти исключены. Нужно понимать у нас с родителями общая цель — это прогресс их ребенка, поэтому если им не импонирует мой подход, то разумно поменять тренера для этого ребенка.

В большинстве случаев у нас с родителями выстраивается общая линия работы. Я работаю в секции с ребенком, а они — дома, я воспитываю в нем спортивный подход в делу, они — уважение к тренеру. В секции мы прошли обучение остановки мяча, например, дальше они выполняют домашнюю работу.

Но и тут можно перестараться, родителям может показаться что этого мало и нужно развивать еще и те качества, которые в принципе не подходят по сенситивному периоду возрасту ребенка. Это может привести к плачевным результатам.

Еще есть такая проблема, как завышенные ожидания. У ребенка могло не получиться упражнение и с 3 раза, а родитель уже создает такой настрой, при котором ребенок просто теряет интерес к футболу.

И: Есть слишком требовательные родители? Они хотят сделать из малыша непременно суперчемпиона? Вообще сами дети в большинстве своем любят футбол, или больше таких, кого просто «привели родители»?

А: Большинство любят, но есть и те, кого приводят чтобы «побегал». И в первом и во втором случаях я понимаю свою роль и ответственность перед ними.

И: Как ты считаешь, что в конечном итоге дают ребенку занятия?

А: Я стараюсь, чтобы уходя с тренировки, они не только чувствовали приятную усталость, но и понимали какого это, преодолеть себя, обогнать соперника, попасть в ворота в сложной ситуации, как реагировать на боль, и сколько эмоций на нее тратить, чтобы она скорее прошла. Чтобы они ждали следующей тренировки, потому что она даст им возможность выучить новое движение или прием, которого они еще не знали, и постараться сделать, лучше, чем друг. И, как результат всего выше сказанного, развить любовь к футболу и спортивному образу жизни.

И: А есть такое, что достигнув определенного мастерства в футболе ребенок становится в целом более уверенным?

Можно ли использовать спорт, как вариант поднять самооценку, найти контакт со своим телом, перестать бояться (или избегать) сверстников, научиться дружить и побеждать вместе?

А: Тут есть прямая зависимость, отличный вопрос. Поэтому в тренерской деятельности важен принцип посильных задач. Достигая результата, который вначале казался невозможным, появляется ощущение победы. Это благоприятно сказывается не только на самооценке, но и на состоянии организма и психики в целом.

И: А как тренер помогает ребенку влиться в командное взаимодействие? Ты говорил «сделать упражнение лучше, чем друг» — это не приводит к вражде между детьми?

А: Существует набор упражнений на развитие командного духа. Их можно использовать попеременно с упражнениями, направленными на соперничество, что позволяет нивелировать проблему вражды.

Что касается командного взаимодействия, то это важная область воспитания ребенка в секции. Он получает знания о том, что рядом есть такой же ребенок с такими же правами. Что он ни первый и ни последний, что рядом есть товарищ, который поможет в сложной ситуации, но вообще-то готов и помериться способностями.

И: То есть, спорт развивает эмпатию? Ребенок гораздо лучше понимает, что чувствует другой, например, злость от поражения, эйфорию от победы? У нас 10 минут до твоего выхода. Я имею в виду, помогает ли командная работа в спорте научиться лучше понимать и себя, и других людей?

Сколько я общалась со спортсменами, могу сказать, что они в основном более открытые, более уверенные и более эмпатичные, чем те, кто не в ладах со своим телом.

А: Конечно, имея схожий опыт успехов и ошибок, спортсмену проще поставить себя на место другого спортсмена, а соответственно и сопереживать ему. Все, я побежал, нужно немного подготовить конспект к трене еще.

И: Я бы еще хотела поговорить про азарт, про конкуренцию, про стратегию победы…Но видимо в другой раз?

А: Да, не вопрос, я точно погнал.

Вопросы задавала Ирина Сун, респондент: Алексей Орлов.
Задайте вопрос эксперту в комментариях

Оценка статьи:
НеудовлетворительноПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Следующий материал Психосоматика дерматита и других кожных болезней
Предыдущий материал Жгучая ревность: консультация психолога

Рекомендуемые статьи

0 Комментариев

Комментариев еще нет

Ваш комментарий будет первым

Оставить комментарий

Ваши данные в безопасности! Адрес электронной почты не будет отображаться в комментарии. Никакие личные данные и не могут быть переданы третьим лицам. Поля, обязательные для заполнения, помечены *

два − один =